Минск  +375 17 204 50 03
A1         +375 29 141 01 01

Сроки и этапы ликвидации

1. Ликвидация предприятия по решению учредителей

Начало процедуры ликвидации любого предприятия происходит с принятием решения учредителями (акционерами, собственником имущества) на очередном (внеочередном) собрании учредителей, созванном в соответствии с уставными документами предприятия,либо органом юридического лица, уполномоченного уставом. Белорусское законодательство никак не ограничивает учредителей (собственника имущества) во времени, причинах и целесообразности принимаемого ими решения. Принять решение о ликвидации могут как учредители  быстрорастущего, высокоэффективного, прибыльного предприятия, которое проработало меньше месяца с момента государственной регистрации, так и учредители, чье предприятие было зарегистрировано в начале 90-х, не прошедшее за этот период ни одной комплексной проверки, с ворохом «скелетов в шкафу», многомиллиардной кредиторской задолженностью (в том числе и просроченной, задолженностью перед бюджетом и банками), с огромным штатом работающих на текущий момент сотрудников. Для принятия решения необходим только кворум, предусмотренный уставными документами Вашего предприятия для принятия соответствующего решения, на собрании учредителей и единогласно их добрая воля.

C момента принятия учредителями решения о ликвидации предприятия осуществление операций по счетам, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), не допускаются. Администрация предприятия может спокойно выдохнуть: учредители приняли решение, которое в скором времени освободит их от обязанности общения с кредиторами предприятия.

Основные проблемы на данном этапе – две: собрать всех учредителей на очередное (внеочередное) собрание и обеспечить кворум при принятии решении о ликвидации предприятия, предусмотренный уставными документами.

Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь № 2 от 24.01.2013 , статья 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст.ст.39,109 Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», пп. 3.1., 4, 10 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

Де-юре, если вести отсчет с момента отправки приглашения учредителям предприятия для участия в очередном (внеочередном) собрании, то учредительными документами каждого предприятия предусмотрен свой минимальный срок, за который учредители должны быть о нем извещены. Де-факто, при общем единогласии можно все сделать за один час – время на оформление протокола и подписания его всеми учредителями.

2. Ликвидатор предприятия, его выбор и назначение

Одновременно с принятием решения о ликвидации своего предприятия учредители принимают решение о количественном и качественном составе нового исполнительного органа. Им может быть как ликвидационная комиссия, так и ликвидатор. Белорусское законодательство никак не ограничивает учредителей предприятия в:

-количественном составе членов ликвидационной комиссии (от 1 (ликвидатора) до … того количества, которое необходимо предприятию и на содержание которого у учредителей и самого предприятия хватит финансовых ресурсов)

-качественном состава членов ликвидационной комиссии (физические или юридические лица)

-наличии лицензий, аккредитаций, аттестатов, образования у членов ликвидационной комиссии (данный вид деятельности не имеет никаких дополнительных ограничений со стороны государства)

-участии членов ликвидационной комиссии или ликвидатора в составе ликвидационных комиссий других предприятий или ликвидации других предприятий.
Однако необходимо соблюдать условие, касательно отношения членов ликвидационной комиссии к предприятию до начала процедуры ликвидации: ликвидатором предприятия не может быть назначено лицо, являющееся собственником имущества (учредителем, участником) или руководителем этого юридического лица. 

Белорусское законодательство дает учредителям предприятия самим право выбирать, какой исполнительный орган (ликвидатор или ликвидационная комиссия) более необходим их предприятию на завершающей стадии деятельности организации. Однако, в соответствии с п. 1.1. Постановления Совета Министров Республик Беларусь №314 от 24.04.2013 » О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии(ликвидатора)» , если ликвидатором будет физическое лицо, то это должен быть гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, достигшее совершеннолетия, полностью дееспособное; имеющее высшее образование, преимущественно экономическое и (или) юридическое; имеющее опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности (опыт работы в должности специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица) и (или) опыт предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не менее трех лет; не имеющее непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности. Тем не менее, оценка и сравнение функциональных возможностей потенциалных ликвидаторов, соблюдение баланса интересов между учредителями в процессе ликвидации, отстаивание интересов предприятия на профессиональном уровне, финансовые возможности учредителей и самого предприятия – все это является основополагающим при принятии данного решения.

На предприятии меняется первое лицо: вместо последнего директора начинает работать новый исполнительный орган – ликвидационная комиссия (ликвидатор). С момента назначения договора, накладные, платежные документы, всю отчетность для государственных органов, акты (справки) проверок подписывает вся ликвидационная комиссия или ликвидатор в одном лице. Увольнение сотрудников, сохранность имущества, переговоры и расчеты с кредиторами, составление промежуточного ликвидационного баланса, при необходимости, подготовка и подача заявления о банкротстве – все это перекладывается на ликвидатора (ликвидационную комиссию).

—  Введение сотрудников ликвидируемого предприятия в состав ликвидационной комиссии без заключения с ними дополнительных или новых трудовых (гражданско-правовых) договоров нередко приводят к частой смене состава ликвидационной комиссии.
—  Получение согласия всех членов ликвидационной комиссии на работу в данном коллегиальном органе.
— Наличие объективных трудностей при приеме сотрудников (от офисных до вспомогательных) в процессе ликвидации предприятия ввиду неосуществления им хозяйственной деятельности.
— И самая большая проблема: специфичность белорусского законодательства, касающегося ликвидации и банкротства субъектов хозяйствования, незнание которого может привезти к росту кредиторской задолженности.

Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь № 2 от 24.01.2013, статья 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь, п. 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, Постановление Совета Министров Республик Беларусь №314 от 24.04.2013 » О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии(ликвидатора)».

Формально данный этап может растянуться на срок подписания всеми членами ликвидационной комиссии первого протокола общего собрания ликвидационной комиссии. Де-факто ликвидатора можно утвердить протоколом общего собрания участников общества (решением учредителя унитарного предприятия) одновременно с принятием решения о ликвидации предприятия

3. Ликвидатор предприятия уведомляет регистрирующий орган

После принятия решения о ликвидации предприятия и назначения ликвидатора (избрания ликвидационной комиссии) уполномоченное лицо (ликвидатор или лицо, уполномоченное решением ликвидационной комиссии, зафиксированное соответствующим протоколом) предоставляет в регистрирующий орган заявление с просьбой о внесении сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что указанный субъект хозяйствования находится в процессе ликвидации в соответствии с решением его собственников. Это заявление содержит сведения о порядке и сроках ликвидации; составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Также предоставляются решение собственников о ликвидации; легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа, иные сведения по требованию регистрирующего органа.

Основными и наиболее полезными последствиями начала данного этапа ликвидации для предприятия будут являться следующими:

-переоформление расчетного счета на ликвидатора (членов ликвидационной комиссии) приводит к «освобождению» расчетного счета от платежных требований и инкассовых распоряжений на весь период ликвидации предприятия;

-судебные исполнители общих и экономических судов прекращают исполнительные производства, а арестованное, но не реализованное имущество возвращается предприятию;

-фискальные органы прекращают взыскивать задолженность с дебиторов предприятия;

Основные проблемы на данном этапе – две: предоставление всех необходимых документов регистрирующему органу и сроки получения справки из регистрирующего органа о том, что субъект хозяйствования находится в стадии ликвидации. Первая проблема характерна для компаний, где есть длинная цепочка из учредителей-юридических лиц. Пока в нашей практике самый серьезный случай был, когда австрийская компания была соучредителем немецкой компании; та, в свою очередь – одним из соучредителей российской компании, которая, в свою очередь, была одним из соучредителей белорусской компании, подавшей документы на ликвидацию. В данном случае белорусский регистрирующий орган истребовал у ликвидатора заверенные и переведенные протоколы всех юридических лиц, в которых шла речь о ликвидации белорусской компании. Вторая проблема носит субъективный характер: в зависимости от регистрирующего органа срок получения справки составляет от 10 минут до двух недель.

Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь № 2 от 24.01.2013, статья 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь, п. 7 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

Де-факто – суммирование двух величин времени: во-первых, расстояние от места проведения очередного собрания, принявшего решение о ликвидации предприятия, до исполнительного органа власти, зарегистрировавшего данное предприятие, умноженное на скорость передвижения ликвидатора по данному маршруту; во-вторых, субъективное представление каждого исполнительного органа власти о сроках выдачи справки о включении предприятия в список ликвидируемых субъектов хозяйствования.

4. Ликвидация ООО публикует сведения в СМИ

Сразу после получения справки от регистрирующего органа ликвидатор помещает в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу публикацию о ликвидации предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. От данной процедуры не освобождается никакой субъект хозяйствования: от индивидуального предпринимателя, который зарегистрировался неделю назад и вообще не осуществлял свою деятельность, до погрязшего в долгах крупного завода, впоследствии – банкрота, у которого на сто миллионов активов – миллиардные долги; от унитарного предприятия, где один кредитор – его же учредитель по договорам займа, до общества, где все кредиторы – иностранные физические и юридические лица. Даже если ваше предприятие не имеет кредиторской задолженности и руководство уверенно может заявить учредителям: «да мы со всеми рассчитались» — требование законодательства едино для всех: публикация в «Юстиция Беларуси» быть обязана.

C момента принятия учредителями решения о ликвидации предприятия осуществление операций по счетам, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), не допускаются. Администрация предприятия может спокойно выдохнуть: учредители приняли решение, которое в скором времени освободит их от обязанности общения с кредиторами предприятия.

Основные проблемы на данном этапе – две: собрать всех учредителей на очередное (внеочередное) собрание и обеспечить кворум при принятии решении о ликвидации предприятия, предусмотренный уставными документами.

Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь № 2 от 24.01.2013 , статья 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст.ст.39,109 Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», пп. 3.1., 4, 10 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

Де-юре, если вести отсчет с момента отправки приглашения учредителям предприятия для участия в очередном (внеочередном) собрании, то учредительными документами каждого предприятия предусмотрен свой минимальный срок, за который учредители должны быть о нем извещены. Де-факто, при общем единогласии можно все сделать за один час – время на оформление протокола и подписания его всеми учредителями.

5. Ликвидатор ООО проводит инвентаризацию предприятия

После передачи полномочий от последней администрации и выхода публикации о приеме требований кредиторов ликвидатор начинает самую «тонкую» работу: инвентаризировать, оценивать и «превращать» все активы предприятия в денежные средства, с одной стороны, и принимать требования кредиторов, формировать на их основании реестр с очередностями выплат, с другой стороны.

Спору нет – работа ликвидатора НЕМНОГО упрощается, если:

-все имущество предприятия УЖЕ находится на площадях одного объекта недвижимости, который принадлежит ему на праве собственности, должным образом охраняется, не боится капризов погоды, свободно от посягательств третьих лиц (на практике как поломанные перфоратор, так и негабаритный многотонный трубоукладчик приходится свозить на собственные или вновь арендованные ликвидатором склады со всей Беларуси);

-все имущество предприятия новое или почти новое и его рыночная стоимость и спрос на него не подвергается сомнению (на практике остаточная стоимость компьютера в 5 000 000 рублей 2004 года выпуска давно не вызывает удивления);

-все дебиторы предприятия (включая, государственные органы) без дополнительного напоминания и лишних споров гасят свою задолженность в установленные договорными обязательствами (требованиями законодательства) сроки (на практике так платят только… Трудно таких вспомнить…);

-имущество, приобретаемое предприятием по договорам лизинга, досрочно выкуплено в собственность (на практике лизинговые компании дают 10 дней на досрочный выкуп, предусмотренный договором, и, вне зависимости, 10 или 99 процентов лизинговой стоимости уже оплачено предприятием, как правило, изымают объект лизинга в рамках подписанного договора);

-кредиторы предприятия знают законодательство нашей страны, касающееся ликвидации субъектов хозяйствования (на практике для кредиторов Ликвидация находится где-то между Лаосом и Ливорно);

-они же заявляют в качестве своих требований только суммы своего основного долга (на практике собственники и администрация очень много нового узнают о своих деловых партнерах);

-сотрудники предприятия цивилизованно прекращают свои трудовые отношения (на практике суды общей юрисдикции знают в трудовом кодексе только главу о правах работников);

Данный список – бесконечен …

Задача у ликвидатора одна: к моменту предоставления на утверждение собственникам предприятия промежуточного ликвидационного баланса он должен точно знать ликвидационную стоимость активов, сумму заявленных кредиторских требований и разницу между ними (положительную или отрицательную), которая остается собственникам.

— Все имущество имеет ликвидационную стоимость.
— Вся дебиторская задолженность начинается взыскиваться.
— Все кредиторы учатся читать «Юстиция Беларуси».
— Всех кредиторов ставят в очередь.
— Все расчеты с кредиторами начинаются, когда утвержден промежуточный ликвидационный баланс и на расчетном счету предприятия появляются денежные средства.
Все (или почти все) сотрудники отказываются это понимать.

Этот этап – самый затратный в денежном выражении. И, как правило, поиск денежных средств, их рациональное использование в интересах кредиторов и собственников предприятия ложатся на плечи ликвидатора. Этот этап – самый трудоемкий с точки зрения подготовки и отправки ответов на запросы всевозможных контролирующих органов о несоблюдении сроков расчетов с уволенными работниками предприятия. «Денег пока нет» — не тот ответ, который ждут от ликвидатора. Этот этап – самый ответственный для предприятия и ликвидатора. В зависимости от работы ликвидатора предприятие ждут:

-либо полный расчет с кредиторами за счет имеющихся активов и последующей выплатой собственникам оставшихся денежных средств;

-либо полный расчет с кредиторами, как за счет имеющихся активов, так и за счет дополнительных вливаний от собственников предприятия;

-либо банкротство предприятия.

Статья 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Законодательством не установлен обязательный срок для проведения инвентаризации имущества. Практически, данный срок зависит от качества и количества имущества и его местоположения. В первом случае, гораздо проще оценить имущество, состоящее из нескольких компьютеров, столов и стульев и которое находится в хорошем состоянии. Во второй ситуации работа ликвидатора упрощается, если все активы предприятия сосредоточены в одном месте. 

6. Ликвидатор ООО составляет промежуточный баланс

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Цель составления этого баланса – предоставить собственникам сведения о реальном финансовом положении ликвидируемого предприятия.

Основные его отличия от обычного бухгалтерского баланса только в реальности и достоверности. При его составлении ликвидатор не обременен требованиями белорусского законодательства, предъявляемых к оценке активов и пассивов предприятия.

В составе активов найдут отражение только проинвентаризированные товарно-материальные ценности, которые принадлежат предприятию на праве собственности. Они будут отражены не по «остаточной» или «рыночной» стоимости, «себестоимости» или «стоимости приобретения», а по ликвидационной стоимости, которая может показать собственникам: сколько денег может получить предприятие в ближайшее время при реализации конкретного актива.

В составе активов найдет отражение только подтвержденная и реальная ко взысканию дебиторская задолженность.

В составе пассивов найдут отражения заявленные кредиторами, принятые и включенные в реестр требований кредиторов ликвидатором требования. Отдельно отмечаем тот момент, что у ликвидатора есть право признать и включить в реестр как требование, где 100 % от суммы требования составляет основной долг, так и требование, где 100% от суммы требования составляют экономические санкции к ликвидируемому субъекту хозяйствования.

Составленный промежуточный ликвидационный баланс предоставляется на утверждение собственникам предприятия. Предоставляемый документ может содержать сведения, как о достаточности средств у предприятия для погашения всех заявленных требований кредиторов и предполагаемых выплатах учредителям по окончанию процедуры ликвидации, так и о недостаточности активов. Во втором случае собственникам предлагается дилемма: или погасить недостающую сумму за счет собственных средств, или согласиться на подачу заявления в экономический суд о банкротстве предприятия.

Как бы не были точны оценщики в определении стоимости товарно-материальных ценностей, но если никто не хочет (не может) купить единственный актив предприятия (например, здание с оценкой в 10 миллиардов рублей), то какую цифру указывать в промежуточном ликвидационном балансе? А если контрагенты-дебиторы подтверждают свои задолженности, но официально заявляют, что не рассчитаются по своим обязательствам ближайшие 12 месяцев? И если истек срок для предъявления претензий кредиторов, а основной кредитор не заявляет свои требования, хотя прекрасно осведомлен о процессе ликвидации? И проблем становится НАМНОГО больше, как у ликвидатора, так и у собственников, если эти неправильное решение поставленных вопросов при утверждении промежуточного ликвидационного баланса станут причиной дополнительных убытков кредиторов…

Статья 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Де-факто этот документ можно утвердить за 2-3 часа – на наш взгляд, столько время необходимо для составления документа о принятом решении собственниками по результатам его рассмотрения. Де-юре устав каждого предприятия описывает порядок созыва любого собрания собственников, необходимый кворум для принятия решений, порядок и форму оформления принятых решений. Да тут работы на месяцА…

7. Ликвидатор предприятия проводит расчеты с кредиторами

В зависимости от принятого собственниками решения по итогам рассмотрения промежуточного ликвидационного баланса дальнейшая работа ликвидатора будет различаться как день и ночь.

В случае, если активов на предприятии хватает, то основной приятной заботой ликвидатора становится погашение кредиторской задолженности на условиях очередности и пропорциональности. На сегодняшний день белорусское законодательство установило следующую очередность погашения требований кредиторов:

-в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;

-во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам;

-в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

-в четвертую очередь удовлетворяются требования других кредиторов в соответствии с законодательством.

Выплата денежных сумм кредиторам производится ликвидатором в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвёртой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имеющиеся у предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет продажу имущества с публичных торгов.

Но этого «праздника для всех» не будетесли предприятие и его собственники будут не в состоянии погасить всю заявленную кредиторскую задолженность. У ликвидатора есть всего 30 дней с момента принятия решения собственниками на подачу заявления о банкротстве предприятия в экономический суд по месту нахождения должника…

Вне зависимости от того, что активов на всех кредиторов хватает, их надо превратить в денежные средства и ими рассчитываться с кредиторами. И до тех пор, пока не будет полностью погашена первая очередь, вторая не имеет права получить ни рубля; до тех пор, пока полностью не будет погашена вторая очередь, ликвидатор не может рассчитаться с ИМНС; и так далее. В этом весь принцип очередности. Но если у нас на текущий момент есть денежные средства погасить только 30 % ,например, второй очереди, то эти 30 % распределяются между всеми кредиторами только второй очереди пропорционально их задолженностям. И так принцип пропорциональности действуют для всех очередей.

А если все-таки вас ждет процедура банкротствато ликвидатор, как правило, ничего не выплачивает кредиторам, а оставляет эту процедуру на откуп антикризисному управляющему.

На самом деле этот этап – находка для юмористов и зубоскалов. Вы можете себе представить аукцион по продаже, например, дырокола, бывшего в употреблении? Или 10 пачек сигарет? Или неработающей системы канализации, которая числится на предприятии как основное средство? 45 килограмм макаронных изделий? Самодельного аппарата для заточки ножей? 11 кирзовых сапог (не пар, а именно сапог), естественно, так же бывших в употреблении? И очень весело выглядит уже само лицо ликвидатора, когда для реализации каких-либо активов нужна какая-нибудь лицензия (которой нет и нельзя получить), снятие обременения в виде залога (которое очень не хочется давать), снятие ареста (потому что это – суд общей юрисдикции)

Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от16.01.2009 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь № 2 от 24.01.2013, ст. 59, 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 247 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», п.11 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Если у вас только деньги на счету – то один час для оформления платежных поручений. Если у вас большой «свечной заводик» на периферии с ворохом проблем – то не один год. А если банкротство – то до 60 дней. Намного быстрее все же…

8. Ликвидатор ООО составляет ликвидационный баланс

После полного расчета с кредиторами по реестру наступает «пора собственников». Они наконец-то смогут выдохнуть, спокойно вытереть нервный пот со лба, начать улыбаться и, в конце концов, подсчитать: сколько же каждому из них приходится при окончательном расчете. Нет больше необходимости верить бухгалтерии, наемному менеджменту, кредиторам: все что осталось — все Ваше.

На практике в подавляющем большинстве случаев моральные ощущения собственников стоят в разы больше оставшихся активов предприятия. Ведь, по сути, они своим решением отдают предприятия в руки:

-всех проверяющих органов, «а они уж все равно что-нибудь насчитают»;

-всех кредиторов, которым, конечно же, «заняться особо нечем, а только дай все вытянуть с предприятия»;

-ликвидатора, который «только о своем кармане печется».

Верьте, не все так страшно! При грамотной работе ликвидатора проверяющие органы не считают, того, чего не было; кредиторы получают все в срок, только то, что им должны и ни рублем больше; ликвидатор получает только то, что предусмотрено вашими договорными отношениями.

И все итоги работы ликвидатора вы сможете увидеть, когда будете утверждать ликвидационный баланс своего предприятия.

Составленный ликвидатором и утвержденный собственниками ликвидационный баланс полностью подтверждает свое неофициальное наименование – «нулевой». На момент его составления активы предприятия – нулевые; кредиторские обязательства – нулевые; расчеты с собственниками произведены и тоже – нулевые. Сам по себе этот баланс – один из документов, который необходим исполнительному органу власти для подтверждения полного расчета предприятия со всеми своими кредиторами.

В качестве примера одной из множества проблем, связанных с подготовкой и составлением ликвидационного баланса, предлагаем ознакомиться с выдержками из письма ВХС РБ №03-30/89 от 18.01.2007.

«…Вопрос: На практике встречаются случаи, когда у ликвидируемого должника имеется имущество, достаточное для погашения кредиторской задолженности, однако, в силу его малой ликвидности его невозможно продать на торгах даже при уменьшении цены на двадцать процентов. В такой ситуации ликвидационная комиссия не имеет возможности подать в суд заявление о признании ликвидируемого юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) в силу наличия у последнего имущества. В итоге получается, что ликвидируемое юридическое лицо, у которого в наличии имеется имущество, достаточное для погашения долгов, фактически нельзя ликвидировать и нельзя признать банкротом.

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 59 ГК, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, порядке, установленном актами законодательства.

В силу части первой статьи 383 ХПК взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой в сумме переоценки, произведенной в порядке статьи 382 ХПК, если имущество не реализовано торговой организацией в течение двух месяцев после его переоценки. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ, если у должника отсутствуют доходы или другое имущество, на которые может быть обращено взыскание, возвращается взыскателю.

Таким образом, в случае, когда у ликвидируемого должника имеется задолженность только перед бюджетом по уплате налогов и неналоговых платежей, ликвидационная комиссия вправе передать налоговому органу имущество должника, достаточное для погашения кредиторской задолженности, но не реализованное на торгах, для обращения его в доход государства в установленном законодательством порядке. Тем самым ликвидационная комиссия получает право составить ликвидационный баланс, который согласно пункту 5 статьи 59 ГК составляется после завершения расчетов с кредиторами, а также является основанием для завершения всех формальных процедур по ликвидации должника…»

Ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь, п.12 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

В теории – время, необходимое для оформления титульной страницы баланса и решения собственников, которые его утверждают. На практике этот срок увеличивается только на время собрания собственников на общее собрание и проставление ими автографов на одном из последних документов предприятия.

9. Ликвидация ООО — исключение из ЕГР

Юридическое лицо считается ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР. 
ЕГР – это Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение из него предприятия – свидетельство того, что ликвидатор, работающий на предприятии, прошел все необходимые стадии в процедуре ликвидации:

-прошел проверки ИМНС, ФСЗН, Белгосстраха, таможни;

-рассчитался со всеми кредиторами на условиях очередности и пропорциональности;

-взыскал всю дебиторскую задолженность и распродал все товарно-материальные ценности;

-уволил всех сотрудников, выплатив им выходное пособие, оформив личные дела и ПУ-3;

-закрыл все банковские счета;

-сдал все печати и штампы;

-выплатил собственникам предприятия причитающиеся им суммы;

-составил промежуточный и ликвидационный баланс;

-подготовил и предоставил в регистрирующий орган отчет о своей деятельности с приложением всех необходимых документов.

После предоставления всего необходимого пакета документов в регистрирующий орган работа ликвидатора будет состоять только в получении в том же регистрирующем органе выписки из решения об исключении предприятия из ЕГР. А после получения этого документа уже ликвидатор может спокойно вздохнуть – его работа закончилась.

Нет предприятия, нет долгов, нет кредиторов, нет наемных сотрудников, нет непогашенных кредитов, нет проблемной дебиторской задолженности, нет затоваренности и сверхлимитных складских запасов, нет плановых и неплановых проверок, нет брака в производстве, нет гарантийных обязательств, нет конкуренции, нет доли на рынке, нет поставщиков, нет арендной платы, нет лизинговых платежей, нет прибылей и убытков, нет недостач и излишков, нет исковых заявлений и актов сверок, нет банковских комиссий, нет валютного регулирования, нет налога на добавленную стоимость. Кто-то называет это свободой …

Обратим внимание на две проблемы. Первая – сроки получения выписки. Если вы зарегистрированы в районе, то регистрирующий орган у вас облисполком, а значит ждать вам бумаги примерно месяц. Вторая проблема – тоже связана со сроками. Дееспособность и правоспособность вашего предприятия прекращается только со дня исключения его из ЕГР, а не со дня предоставления документов в регистрирующий орган. А случаи, когда суды накладывали ограничения на решения об исключении предприятий из ЕГР практике широко известны…

Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от16.01.2009 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь № 2 от 24.01.2013, ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пп. 13-21 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Спокойное завершение работы может вместиться в 3-5 календарных дней, если предприятие зарегистрировано в Минске. Может 2-4 недели, если зарегистрировано в районе, а регистрирующий орган – облисполком. И до … неопределенного срока, если каким-то образом кто-то правомочный принял решение приостановить процесс завершения ликвидации.

Узнать стоимость ликвидации